Положение о профильном обучении в ОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШТОРМОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Штормовская школа-гимназия»
Протокол от «08» октября 2024 г. № 12

УТВЕРЖДЕН
Приказом от «14» октября 2024 г. № 188

ПОЛОЖЕНИЕ
о профильном обучении

1.
Общие положения
1.1.
Настоящее положение регулирует общие вопросы организации профильного
обучения на уровне среднего общего образования в МБОУ «Штормовская школагимназия»
1.2.
Положение разработано в соответствии с законом «Об образовании в
Российской Федерации», № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12, одобрен
Советом Федерации 26.12.12. с изменениями от 17.02.2023), Концепцией профильного
обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования РФ от
18.07.2002 N 2783), Приказом Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г.
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», Федеральным
законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации», 24 сентября 2022 года N 371-ФЗ, Приказом
Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
1.3.
Профильные классы открываются приказом директора при наличии
необходимых кадровых, научно-методических, учебных и материальных условий в
соответствии с социальным запросом обучающихся, их родителей (законных
представителей).
1.4.
Учебный план профильного класса разрабатывается в соответствии с
федеральным учебным планом среднего общего образования. В учебном плане
профильного класса количество часов, отведенных на изучение профильных предметов,
соответствует количеству часов углубленного уровня, определенных федеральным
учебным планом, количество часов на изучение остальных предметов не меньше
рекомендованного для базового уровня обучения. Нагрузка обучающихся, исходя из
реализуемого профиля обучения с учетом элективных учебных предметов и
дополнительных часов на углубленное изучение отдельных предметов, не должна
превышать максимального объема учебной нагрузки, определенного федеральным
учебнымпланом и СанПиН.
1.5.
Продолжительность учебного года в профильном классе составляет 34
учебные недели без учета государственной (итоговой) аттестации, продолжительность
каникул в течение учебного года составляет не менее 27 календарных дней, летом - не
менее восьми недель.
1.6.
Учебная деятельность обучающихся организуется в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебного процесса.
1.7.
Содержание работы, виды занятий и формы контроля в профильном классе
определяются учебными планами и программами, утвержденными директором школы и

разработанными на основе федеральных рабочих программ и рекомендованных
примерных рабочих программ исходя из задач профильного обучения и в целях
обеспечения качественной подготовки.
2. Цели и задачи профильного обучения
2.1. Становление профильного обучения на уровне среднего общего образования
является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего
образования в Российской Федерации. Профильные классы позволяют за счет изменений
в структуре, содержании и организации образовательного процесса в более полной
степени учитывать интересы, склонности и способности учащихся в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования,
способствуют формированию потребности обучающихся в непрерывном образовании и
осознанному выбору ими дальнейшей профессиональной деятельности.
2.2 Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации
обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности
учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного
процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником
индивидуальной образовательной траектории. Профильные классы дают повышенную
подготовку по профильным дисциплинам, обеспечивают условия для развития и
наращивания
творческого
потенциала,
способствуют
овладению
навыками
самостоятельной и научной работы.
2.3.При организации профильного обучения школа ставит следующие цели:

Обеспечение равного доступа к полноценному образованию,
дифференциации его содержания, разным категориям обучающихся в соответствии с их
способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение
преемственностимежду общим и профессиональным образованием.

Более эффективная подготовка выпускников школы к освоению
программ высшего профессионального образования.
2.4.Задачи профильного обучения:

Выполнить социальный запрос обучающихся и их родителей
(законных представителей) на получение образования по отдельным предметам на
повышенном (профильном) уровне.

Создать условия для дифференциации содержания обучения
старшеклассников с возможностью построения обучающимися индивидуальных
образовательных траекторий.

Обеспечить уровень знаний обучающегося достаточный для
дальнейшего продолжения обучения по программам высшего профессионального
образования.

Выявить на ступени общего образования способности учащихся к
определенным сферам деятельности.

Продолжить формирование системы представлений, ценностных
ориентации, исследовательских умений и навыков, критического мышления,
обеспечивающих выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать
профессиональное образование в качестве полноценного члена общества.

Продолжить развитие умений использовать полученные знания в
качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения
и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации.

Продолжить развитие качеств инициативной личности, позволяющих

учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовым
принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни
общества и в трудовой деятельности.
3. Содержание и организация образовательного процесса.
3.1.
Профильное обучение в МАОУ СОШ №40 реализуется в
соответствии с п.27 Организационного раздела федеральной образовательной программой
среднего общего образования, согласно которому обучающимся предлагается 5 профилей:
1.
технологический профиль: (математика (У) и физика (У))
2.
технологический профиль: (математика (У) и информатика (У))
3.
естественно-научный профиль: (химия (У) и биология (У))
4.
гуманитарный профиль: (иностранный язык (У) и литература (У))
5.
гуманитарный профиль: (обществознание (У) и история (У))
6.
гуманитарный профиль: (иностранный язык (У) и история (У))
7.
гуманитарный профиль: (обществознание (У) и иностранный язык (У))
8.
социально-экономический профиль: (математика У) и обществознание
(У))
9.
социально-экономический профиль: (математика (У), география (У),
обществознание(У))
10.
социально-экономический профиль: (география (У) и обществознание
(У))
11.
универсальный профиль (2 учебных предмета (У) определяет ОО)
3.2.
Профильные классы работают по федеральным учебным планам,
содержащим:

Обязательный базовый компонент образования, включающий в
себя набор обязательных общеобразовательных предметов изучаемых на базовом уровне.

Профильные дисциплины, определяющие направленность каждого
конкретного профиля обучения, которые обязательны для обучающихся, выбравших
данный профиль обучения.
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план содержит
не менее 13 учебных предметов ("Русский язык", "Литература", "Иностранный язык",
"Математика", "Информатика", "История", "Обществознание", "География", "Физика",
"Химия", "Биология", "Физическая культура", "Основы безопасности
жизнедеятельности") и предусматривает изучение не менее 2 учебных предметов
на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и
(или) смежной с ней предметной области.
Предметная область

Учебный предмет

Русский язык и литература
Родной
язык
и
литература
Иностранные языки

родная

Уровень
изучения
предмета
ба
угл
зовый
нный
Русский язык
Б
Литература
Б
У
Родной язык
Б
Родная литература
Б
Иностранный язык
Б
У
Второй иностранный
Б

язык
Общественно-научные
предметы
Математика и информатика

Естественно-научные
предметы

История
Обществознание

Б
Б

У
У

География
Математика
Информатика
Физика
Химия

Б
Б
Б
Б
Б

У
У
У
У
У

Б
Б
Б

У

Биология
Физическая культура
Физическая культура, основы
Основы безопасности
безопасности жизнедеятельности
жизнедеятельности
Индивидуальный
проект
Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору
обучающихся

3.3.
Преподавание предметов ведется по федеральным рабочим
программам (русский язык (б), литература (б), история (б), обществознание (б),
география (б), ОБЖ (б)) и рабочим программам, разработанным педагогами в
соответствии с требованиями обновленного стандарта среднего общего образования,
которые рассматриваются на заседаниях школьных методических объединений и
утверждаются директором школы.
3.4.
Программы для профильных классов должны предусматривать:

овладение обучающимися содержанием
образования
на
повышенном уровне по профильным дисциплинам и на уровне не ниже базового по
предметам, включенным в учебный план соответствующего профиля;

формирование и развитие навыков самостоятельной работы и
научно- исследовательской деятельности, организацию учебных практик, проектов,
социальных практик;

подготовку выпускников к осознанному выбору профессии.
3.5.
Образовательный процесс в профильных классах носит
личностно- ориентированный характер.
3.6.
Образовательная
организация
вправе
проводить
промежуточную аттестацию обучающихся по профильным предметам. Порядок
проведения текущей и промежуточной аттестации определяется педагогическим советом
школы и соответствующим Положением.
3.7.
Государственная (итоговая) аттестация по завершении
среднего (полного) общего образования в профильных классах (группах) проводится в
соответствии с действующими нормативными документами.
3.8.
Обучающимся предоставляются широкие возможности для
реализации творческих запросов различными средствами досуговой и развивающей
деятельности, в том числе в рамках платных образовательных услуг.
4.

Механизм организации профильного обучения.

Решение об организации профильного обучения в МАОУ СОШ №40 г. Томска
принимает директор на основании решения педагогического совета. Перед введением
профильного обучения реализуется значительный объем мероприятий в рамках

разъяснительной, информационной, диагностической деятельности (анкетирование,
беседы, тестирование и т.д.) и, в случае необходимости, по обеспечению школы
оборудованием, учебными пособиями и учебниками, отвечающими задачам профильного
обучения.
5.

Обеспечение выбора профиля обучающимися.

Работа по определению выбора обучающимися профиля обучения проводится в
школе через систему мероприятий в соответствии с планом, утверждаемым в начале
учебного годаи предусматривает:

проведение анкетирования родителей и учащихся 9-х классов на
предмет изучения интересов и склонностей учащихся, определение их профессиональных
интересов с целью выбора будущей профессии;

проведение родительского собрания в параллели 9-х классов с
разъяснением особенностей ФГОС СОО и учебных планов различных профилей;

разработка предложений учителей и психологов с рекомендациями об
обучении учащихся по соответствующему профилю;

определение УМК, программ, соответствующих выбранным
профилям.
6.
Порядок индивидуального отбора и приема обучающихся в
профильные классы
7.1.
К участию в индивидуальном отборе для обучения в профильном классе
допускаются граждане, освоившие образовательную программу основного общего
образования и получившие аттестат об основном общем образовании.
7.2.
При осуществлении индивидуального отбора обучающихся соблюдается
право граждан на получение образования, установленное законодательством Российской
Федерации, создаются условия гласности и открытости в работе приемных комиссий,
обеспечивается объективность оценки способностей и склонностей обучающихся.
7.3.
Информация о сроках приема заявлений для участия в индивидуальном
отборе и проведения индивидуального отбора размещается в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на официальном
сайте Учреждения, не позднее 30 календарных дней до даты начала индивидуального
отбора.
7.4.
В случае отчисления обучающегося из класса профильного обучения,
информация о наличии свободных мест в классах профильного обучения, размещается в
сети "Интернет" на официальном сайте Учреждения, в течение трех рабочих дней со дня
издания приказа об отчислении обучающегося.
7.5.
Индивидуальный отбор осуществляется на основании личного заявления
(приложение 1 к настоящему Положению) родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего гражданина на имя директора школы не позднее 2 рабочих дней до
даты начала проведения процедуры индивидуального отбора при предъявлении оригинала
документа, удостоверяющего личность родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего гражданина, либо оригинала документа, удостоверяющего личность
иностранного гражданина в Российской Федерации в соответствии со статьей 10
Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
7.6.
Правилами
приема
в
образовательную
организацию
предусматривается преимущественное право приема отдельных категорий, обучающихся

по результатам индивидуального отбора:
а) победители и призеры муниципального и регионального этапов олимпиад по
учебнымпредметам, изучаемым углубленно, или предметам профильного обучения;
б) участники региональных конкурсов научно-исследовательских работ в рамках
проектной деятельности по учебному предмету, изучаемому углубленно, или предметам
профильного обучения;
в) обучающиеся, ранее осваивающие образовательные программы основного
общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных
предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы
(профильное обучение) и показавшие хорошие и отличные знания по учебным предметам,
изучаемым углубленно, или предметам профильного обучения;
г) дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сдавшие экзамены
по предметам, соответствующим выбранному профилю;
д) дети участников СВО.
7.7.
К заявлению прилагаются копии следующих документов:
1)
Аттестата об основном общем образовании участника индивидуального
отбора с приложением сведений о результатах государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования.
2)
Сводной ведомости индивидуального портфолио (приложение 2 к
настоящему Положению), (Для выпускников МАОУ СОШ №40 данный документ
прилагает классный руководитель).
3)
Грамот, дипломов, сертификатов, удостоверений, подтверждающих
учебные, интеллектуальные, творческие или спортивные достижения (призовые места)
школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней
(при наличии) обучающегося по учебному предмету (учебным предметам), изучение
которого (которых) предполагается на профильном уровне (Для выпускников МАОУ
СОШ №40 данный документ прилагает классный руководитель).
7.8.
1)

В допуске к индивидуальному отбору отказывается в
следующих случаях:
отсутствие
документов,
указанных
в
подпункте
7.7;
отсутствие свободных мест в профильном классе на дату подачи

2)
заявления.
7.9.
Индивидуальный отбор для получения среднего общего образования
в профильномклассе осуществляется по следующим критериям:
а) наличие итоговых оценок успеваемости "хорошо" или "отлично" за курс
основного общего образования по учебному предмету (учебным предметам), изучение
которого (которых) предполагается в классе с углубленным изучением предметов;

б) наличие результатов государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего образования, соответствующих оценкам "хорошо" и
"отлично", по учебному предмету (учебным предметам), изучение которого (которых)
предполагается углубленно в профильном классе;
в) наличие учебных, интеллектуальных, творческих или спортивных достижений
(призовых мест) школьного, муниципального, регионального, всероссийского,
международного уровней по учебному предмету (учебным предметам), изучение которого
(которых) предполагается в профильном классе.

7.10.
Для организации индивидуального отбора обучающихся приказом
директора Учреждения создаѐтся приемная комиссия, в состав которой входят директор,
заместитель директора по УВР, учителя, педагог психолог.
7.11.
Решение Комиссии по итогам индивидуального отбора обучающихся
доводится до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей) через
классных руководителей, заместителя директора по УВР и на информационных стендах
образовательной организации не позднее пяти рабочих дней с даты проведения
индивидуального отбора.
7.12.
В случае несогласия с решением приемной комиссии по
индивидуальному отбору обучающихся, родители (законные представители)
обучающегося имеют право не позднее двух рабочих дней со дня размещения
информации об итогах индивидуального отбора обратиться в Комиссию по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
7.13.
Комиссия по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений принимает решение о целесообразности или
нецелесообразности повторного проведения индивидуального отбора обучающихся в
отношении поступающего в профильный класс.
7.14.
По результатам оценки документов участников индивидуального
отбора, проводимой в соответствии с подпунктами 7.7 и 7.9 настоящего Положения,
комиссия составляет рейтинг участников индивидуального отбора, упорядоченный по
убыванию набранных ими баллов. При равенстве баллов более высокий ранг
присваивается участнику индивидуального отбора, в отношении которого заявление в
Учреждение, было подано ранее.
Рейтинг обучающихся:
№

ФИО

СНИЛСучастника
Суммарный балл в
индивидуального отбора соответствии с итоговой нг
в профильный
ведомостью портфолио
класс

1
На информационном стенде образовательной организации размещается следующая
информация:
№

СНИЛС
участника
Суммарный
Рейтинг
индивидуального отбора в балл всоответствии с
профильный класс
итоговой
ведомостью
портфолио
1

Выпускники, занявшие в рейтинге с 1 по 25 место, зачисляются в
соответствующийпрофильный класс.
7.15.
Комиссия в сроки, установленные Положением, принимает решение о
зачислении участника индивидуального отбора в Учреждение, в соответствии с рейтингом
участников индивидуального отбора до наполняемости класса с углубленным изучением
предметов, установленной законодательством Российской Федерации, или об отказе в его
зачислении.
7.16.
Учреждение в течение пяти рабочих дней со дня оформления
соответствующего протокола комиссии уведомляет заявителей о принятых комиссией

решениях.
7.17.
Зачисление
обучающихся
в
образовательную
организацию
оформляется приказом директора школы в течение 7 рабочих дней со дня составления
рейтинга обучающихся по результатам индивидуального отбора.
7.18.
При переводе обучающегося из другой образовательной организации,
реализующей общеобразовательную программу соответствующего уровня, обучающийся
зачисляется в образовательную организацию при наличии свободных мест в соответствии
с критериями, установленными пунктом 7.9 настоящего Положения.
7.19.
Администрация школы несет ответственность за своевременное
ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) со всеми
документами, регламентирующими формирование профильных классов.

7.

Управление

8.1 Управление деятельностью классов с профильным обучением организуется в
соответствии с Уставом школы и Правилами внутреннего трудового распорядка школы.
8.2.
Общее руководство профильными классами осуществляет
директор школы. Непосредственное руководство учебной и воспитательной работой
осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
8.3.
Личностно-ориентированный подход в образовании в классах с
профильным обучением обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением.
8.4.
Взаимодействие между всеми участниками образовательного
процесса обеспечивают классные руководители профильных классов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».