Положение о нормах профессиональной этики

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШТОРМОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Штормовская школа-гимназия»
Протокол от «31» августа 2023 г. № 11

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от «31» августа 2023 г. № 156

Положение
о нормах профессиональной этики педагогических работников
МБОУ «Штормовская школа-гимназия»
I. Общие положения
Положение о нормах профессиональной этики работников муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Штормовская школа-гимназия» (МБОУ
«Штормовская школа-гимназия») – (далее – Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Письмом Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников
народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. № ИП-941/06/484 «О примерном
положении о нормах профессиональной этики педагогических работников».
1.2. Целью настоящего Положения является:
1.2.1. установление нравственно-этических норм деятельности педагогических
работников и их профессионального поведения для эффективного осуществления ими
своей профессиональной деятельности;
1.2.2. содействие укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения
педагогических работников Школы;
1.2.3. регулирование профессионально-этических проблем, возникающих в процессе
совместной деятельности педагогических работников с другими участниками
образовательного процесса.
2. Настоящее Положение содержит нормы профессиональной этики педагогических
работников, которыми рекомендуется руководствоваться при осуществлении
профессиональной деятельности педагогическим работникам, независимо от занимаемой
ими должности, и механизмы реализации права педагогических работников на
справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики
педагогических работников.
II. Нормы профессиональной этики педагогических работников
Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством,
обществом и гражданами, призваны:
а) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений;
б) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
1

г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
социальных
групп,
способствовать
межнациональному
и
межрелигиозному
взаимодействию между обучающимися;
д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и
свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств;
е) придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой
образовательной программы;
ж) воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и
(или) развитию детей;
з) избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой
репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
В любых ситуациях поведение педагогического работника (далее также – педагога)
должно соответствовать сложившемуся в обществе образу педагога как носителя
культуры и нравственности.
В тех случаях, когда вопросы профессиональной этики педагогического работника
не урегулированы законодательством об образовании или настоящим Положением,
педагог действует в соответствии с общими принципами нравственности в обществе.
При осуществлении профессиональной деятельности педагог честно, добросовестно,
квалифицированно, принципиально и своевременно исполняет свои обязанности.
Во всех действиях педагога в отношении обучающихся первоочередное внимание
уделяется наилучшему обеспечению их интересов.
Педагог уважает право каждого обучающегося на сохранение своей
индивидуальности.
Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным ко всем
учащимся.
Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учащимися, основанный на
взаимном уважении.
При оценке достижений обучающихся педагог стремится к объективности и
справедливости.
Педагогическим
работникам
запрещается
использовать
образовательную
деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию
политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания
социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации,
пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по
признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой
принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения учащимся
недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных
традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим
Конституции Российской Федерации.
Педагог уважает ответственность, права и обязанности родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся должным образом управлять и
руководить ребенком в осуществление им своих прав и делать это в соответствии с
развивающимися способностями ребенка.
Педагог строит свои отношения с коллегами на основе взаимного уважения и
соблюдения их профессиональных прав.
Педагог не вправе:
- поступаться профессиональным долгом ни во имя товарищеских, ни во имя какихлибо иных отношений;
2

- сообщать другим лицам доверенную лично ему учащимся, родителями (законными
представителями) учащегося информацию, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством;
требовать
от
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся каких-либо личных услуг или одолжений;
- оказывать платные образовательные услуги учащимся в учреждении, если это
приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Педагог должен воздерживаться от:
- поведения, приводящего к необоснованным конфликтам во взаимоотношениях;
- критики правильности действий и поведения своих коллег в присутствии
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
а также в социальных сетях;
- обсуждения с учащимися обоснованности расценок на платные услуги,
оказываемые учреждением.
Внешний вид педагога при исполнении им должностных обязанностей в
зависимости от условий работы и формата проводимого мероприятия должен
способствовать уважительному отношению обучающихся и их родителей (законных
представителей) к профессии педагога, соответствовать общепринятому деловому стилю,
который отличают сдержанность, уместность. Педагогическим работникам рекомендуется
соблюдать умеренность в использовании косметики, парфюмерии, ношении ювелирных
изделий и других аксессуаров.
Если педагог не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он
имеет право обратиться в педагогический совет учреждения или в комиссию по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений за
разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
Педагог, действовавший в соответствии с разъяснениями педагогического совета
учреждения или комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений, не может быть привлечен к дисциплинарной
ответственности.
Поступок педагога, который порочит его честь и достоинство и (или) негативно
влияет на авторитет учреждения, может стать предметом рассмотрения педагогического
совета или комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений.
При рассмотрении поведения педагога должно быть обеспечено его право на
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и
доброго имени.
Обращения граждан по вопросам соблюдения педагогическими работниками норм
профессиональной этики рассматриваются в соответствии с порядком, установленном
Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации».
За нарушение норм профессиональной этики педагогические работники несут
моральную ответственность, а также иную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
III. Обязанности педагогического работника перед учащимися
3.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с учащимися обязан:
- уважать честь и достоинство учащихся;
- выбирать стиль общения, основанный на взаимном уважении;
- стараться обеспечить поддержку каждому учащемуся для наилучшего раскрытия и
применения его потенциала;
- выбирать такие методы работы, которые поощряют в учениках развитие
самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания,
желания сотрудничать и помогать другим;

3

- при оценке поведения и достижений учащихся стремиться укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования,
повышать мотивацию обучения;
- проявлять толерантность;
- защищать их от физического и (или) психического насилия;
- не допускать проявления превосходства, выражения к кому-либо из учащихся
предпочтения или неприязни;
- не настраивать учащихся на негативную оценку деятельности других педагогов с
целью снижения авторитета своих коллег и повышения своего;
- стремиться стать для учащихся положительным примером.
3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогический работник обязан
воздерживаться от:
- навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
- оценки их личности и личности их родителей (законных представителей);
- предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
- предвзятой и необъективной оценки действий родителей (законных
представителей) учащихся.
IV. Обязанности педагогического работника перед родителями (законными
представителями) обучающихся
4.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с родителями (законными
представителями) учащихся обязан:
4.1.1.прилагать все усилия, чтобы привлечь родителей (законных представителей) к
активному участию в образовании их ребенка;
4.1.2. осуществлять помощь родителям (законным представителям) в решении
вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей;
4.1.3. осуществлять педагогическое воздействие на учащегося только с согласия его
родителей (законных представителей);
4.1.4. не препятствовать родителю (законному представителю) в защите законных
прав и интересов ребенка;
4.1.5. в случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного
представителя) учащегося принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное
напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса;
4.1.6. проявлять доброжелательность и уважение к родителям (законным
представителям), высказываться в корректной и убедительной форме; разъяснить при
необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по
обсуждаемому вопросу.
4.2. В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся
педагогический работник не должен:
- заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
- разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
- проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
- переносить свое отношение к законным представителям учащихся на оценку
личности и достижений их детей.
V. Обязанности педагогического работника перед коллегами
5.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с коллегами обязан:
5.1.1. быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их
знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания;
5.1.2. высказывать критику в адрес коллег аргументированно, конструктивно, без
использования оскорбительных слов;
5.1.3. воздерживаться от пренебрежительных отзывов о работе других
педагогических работников;
5.1.4. не допускать негативных высказываний о своих коллегах и их работе в
присутствии учащихся и их родителей (законных представителей).
4

5.2. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учет интересов Школы в целом.
VI. Обязанности педагогического работника перед администрацией Школы
6.1. В процессе взаимодействия с администрацией педагогический работник обязан:
6.1.1. своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;
6.1.2. в случае несогласия высказывать свое мнение в корректной форме.
VII. Обязанности администрации перед педагогическими работниками
7.1. В процессе взаимодействия с педагогическими работниками представитель
администрация обязан:
- способствовать формированию в Школе благоприятного моральнопсихологического климата;
- оказывать педагогическим работникам морально-психологическую помощь и
поддержку, вникать в запросы и нужды;
- регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;
- не допускать резких выражений оскорбительного характера;
- пресекать интриги, сплетни, проявления нечестности в коллективе;
- обеспечивать рассмотрение фактов нарушения норм профессиональной этики и
принятие по ним объективных решений.
7.2. Представитель администрации не имеет права:
- использовать служебное положение в личных интересах;
- проявлять формализм, высокомерие, грубость;
- создавать условия для доносительства в коллективе;
- обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей;
- предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам
приятельских отношений;
- демонстративно приближать к себе отдельных работников, делегировать им те или
иные полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять,
награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным
ресурсам;
- использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам
долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
VIII. Реализация права педагогических работников на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.
8.1. Школа стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации
педагогических работников, а также справедливое и объективное расследование
нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
8.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных разделом II настоящего Положения, рассматриваются комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
8.3. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
8.4. В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет право
обратиться в суд.
IX. Контроль за соблюдением Положения
Контроль за соблюдением Положения осуществляют администрация и профсоюзный
комитет Школы.
X. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в настоящее
Положение
10.1. Внесение поправок и изменений в Положение производится на заседании
педагогического совета Школы.
10.2. Положение действительно до принятия новой редакции.
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».