Положение о взаимопосещении уроков

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШТОРМОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Штормовская школа-гимназия»
Протокол от «23» августа 2023 г. № 11

УТВЕРЖДЕН
Приказом от «31» августа 2023 г. № 156

ПОЛОЖЕНИЕ
о взаимопосещении уроков
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о взаимопосещении уроков является составной частью
нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной
деятельности в МБОУ «Штормовская школа-гимназия» и определяет порядок
проведения и функции взаимопосещения уроков в школе.
1.2. Основными целями и задачами взаимопосещений являются:
- обмен опытом работы между педагогами;
- повышение качества преподавания в школе;
- апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;
совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку,
организацию и проведение уроков взаимопосещения;
- выявление учащихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к
углублённому изучению определённой учебной дисциплины или образовательной
области.
2. Организация и порядок проведения взаимопосещений уроков.
2.1. Уроки проводится в соответствии с учебным планом, планом методической работы,
планом проведения открытых уроков.
2.2. План проведения рассматривается на заседании Методического совета или на
заседаний методического заседания учителей школы и согласовывается с заместителями
директора школы по учебно-воспитательной работе.
2.3. Задачей учителя, присутствующего на уроке взаимопосещения, является оценка
эффективности применяемых технологий, методов, педагогических находок, анализ
дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов
научной организации и контроля качества учебного процесса.
2.4. Для проведения урока взаимопосещения может использоваться любой вид учебных
занятий по любой форме обучения. Тема и форма проведения урока определяются
учителем самостоятельно
3. Проведение урока.
3.1. Урок взаимопосещения проводится в деловой обстановке.
3.2. Приглашённые входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места,
выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за
действиями педагога и учащихся.
3.3. Все приглашённые должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход
занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога,
ведущего его.
3.4. Приглашённые в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий
занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приёмов и средств

обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.
3.5. Результаты наблюдений отражаются в Листе взаимопосещения урока/схеме анализа
урока (Приложение 1).
3.6. Каждый учитель обязан посетить не менее двух открытых уроков в год.
4. Обсуждение и анализ уроков взаимопосещений.
4.1. Обсуждение урока проводится в день его проведения или сразу после урока.
4.2. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность
выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы,
их эффективность с точки зрения поставленных задач.
4.3. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:
 соответствие программе;
 методическая проработка плана и хода урока;
 полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
 доступность и оригинальность подачи материала;
 методы и приемы организации деятельности учащихся;
 мотивация деятельности учащихся;
 разнообразие используемых технических и программных средств;
 соответствие итогов поставленной цели;
 тиражируемость (возможность использования коллегами).
4.4. Все присутствующие на уроке сдают заполненные Листы взаимопосещения урока
председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа
учебного занятия подводятся итоги посещения.
При положительном опыте и
возможности использования коллегами, Методический совет принимает решение о его
внедрении в педагогическую практику.

Приложение 1
Лист взаимопосещения урока
МБОУ «Штормовская школа – гимназия»
Предмет _______________ Учитель _______________ Дата ______________ Класс _____
Цель посещения: _____________________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________________
Количество учащихся в классе ________ Присутствуют ______________
Посещающий __________________________________
1. Мобилизующее начало
Класс к уроку
готов
не готов
Тема урока
названа
не названа
Цели, задачи урока
поставлены
не поставлены
Ход урока
продуман
не продуман
2. Средства активизации:
1) живое слово учителя
2) использование доски
3)ТСО
4) лабораторная работа
5) практическая работа
6) самостоятельная работа
7) индивидуальное задание 8) парная работа
9) групповая работа
10)
11)
12)
3. Контакт с классом:
1) есть взаимопонимание
2) нет взаимопонимания
4. Формы организации познавательной деятельности:
1) фронтальная
2) индивидуальная
3) групповая
4) парная
5)
6)
5. Домашнее задание:
Дано:
до звонка
после звонка
с пояснением
без пояснения
6. Дозировка домашнего задания:
1) недостаточное
2) превышенное
3) оптимальное
7. Выставленные отметки за урок:
«5»
«4»
«3»
«2»
с комментарием
без комментария
8. Активность класса:
1) высокая
2) средняя
3) низкая
9. Работа со слабоуспевающими/одаренными учащимися:
1) индивидуальный
2) дифференцированный
3) не велась
подход
подход
4)
10. Итог урока:
подведен
не подведен
Мнение об уроке:

Дата _____________

Подпись _____________

Схема анализа урока с позиций ФГОС -2021.
МБОУ «Штормовская школа – гимназия»
Класс______ ФИО учителя___________________________Предмет___________________
Тема урока __________________________________________________________________
Цели урока (кратко)____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Цель посещения _______________________________________________________________
№

Критерии урока в ФГОС (позиции ФГОС)

1
2

Мобилизующее начало урока, готовность учащихся и учителя к уроку.
Владение спектром методов и приемов, способных настроить на продуктивную
деятельность, вызвать интерес обучающихся к обучению (мотивация).
Способность учителя организовать деятельность обучающихся, направленную на
самостоятельное выведение темы, целей и задач урока.
Умение учителя делать цели урока понятными и личностно-значимыми для
учащихся. Фиксирование учениками выполнения целей урока (поэтапно или в
конце).
Владение методикой преподавания, компетентность учителя .
Оптимальность подбора содержания и темпа урока. Выдерживание требований
СанПиН к сменяемости и продолжительности видов работ, к длительности урока.
Взаимосвязь этапов.
Наглядность изложения. (Использование мультимедийной доски или др.
демонстрационных технических средств, наглядных пособий, материалов разных
форматов: презентаций, раздаточных пособий для проведения исследований,
экспериментов, инд. карточек, таблиц, схем, графиков …)
Реализация системно-деятельностного подхода, соотношение видов работ на уроке,
оптимальность объема самостоятельной продуктивной деятельности учащихся
на уроке.
Вариативность заданий, дифференциация, индивидуализация. Возможность выбора
учащимися темпа работы, объема или уровня сложности выполняемых заданий,
способов деятельности.
Формирование познавательных УУД (поиск информации в различных
источниках (учебник, энциклопедии, словари, интернет, справочники), её
моделирование и структурирование, представление; выполнение логических
операций (анализ, сравнение, обобщение, распределение…)
Формирование у учащихся коммуникативных УУД (Работа в паре, в группе,
умение конструктивно предлагать и отстаивать свою точку зрения; владение
диалоговой и монологической формой речи, взаимообучение...) .
Формирование у учащихся личностных УУД (осознание роли ученика,
самоопределение, саморазвитие, смыслообразование, ценностно-смысловые
установки, морально-этическая ориентация ...). Наличие воспитательных моментов
на уроке или воспитывающие традиции урока.
Формирование у учащихся регулятивных УУД (Выведение, принятие и
удерживание темы, целей и задач урока обучающимися, планирование деятельности
по их достижению, самоконтроль, коррекция, самооценивание и рефлексия…)
Формирование у учащихся предметных УУД (освоение видов деятельности
специфичных для данной темы урока: приобретение знаний, их осмысление,
преобразование, применение…)
Использование различных видов контроля: само- и взаимоконтроль учащихся (с

3
4

5
6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Балл
ы
(0-4)

фиксацией), контроль учителя, средств обратной связи. Объективность и
корректность оценивания.
16 Создание атмосферы успешности для каждого учащегося. Использование средств
поощрения и стимулирования.
17 Соблюдение санитарно-гигиенических норм, проведение физминуток.
18 Практическая значимость урока, работа учителя над формированием
функциональной грамотности.
19 Применение инновационных педтехнологий, нестандартности в обучении, игровых
приемов, ИКТ.
20 «Владение» классом. Дисциплинированность и активность обучающихся.
21 *Дифференцированность и объем домашнего задания, инструктаж
22 Результативность в реализации целей урока, в формировании УУД (рефлексия).
Всего баллов:
Примечание: пункты, отмеченные звездочкой (*), могут отсутствовать на уроке
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
1. Достигнуто в высокой степени
4 балла
2. Достигнуто почти в полной мере
3 балла
3. Достигнуто частично
2 балла
4. Отсутствовало на уроке или достигнуто в малой степени
0 или 1 балл
Выводы:
 от 70 баллов и выше – урок соответствует требованиям ФГОС, проведен на
высоком методическом уровне;
 от 60 до 69 баллов – урок частично соответствует требованиям ФГОС,
проведен на достаточном методическом уровне;
 до 59 и ниже – урок в недостаточной мере соответствует требованиям ФГОС,
нуждается в корректировке.
Краткая стенография урока:
№ Содержание этапов

Пометки

Тип урока __________________________ Структура и методика: (соответствует, не соответствует)
данному типу. Содержание учебного материала (соответствует, не соответствует) программе, теме
урока и его целям.
Характеристика основных достоинств урока:

_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Существенные недостатки урока:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Выводы: цели урока реализованы (подчеркнуть нужное) полностью, частично, не
реализованы. Исходя из цели посещения,
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Рекомендации:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Учитель_______________________ ознакомлен _____________(подпись)______________(дата)
Администратор _________________________________________(ФИО) ______________(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».