МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШТОРМОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МБОУ «Штормовская школа-гимназия» СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «Штормовская школа-гимназия» Протокол от «23» августа 2022 г. № 10 УТВЕРЖДЕНО Приказом от «23» августа 2022 г. № 153 Положение о наставничестве 1. Общие положения 1.1 Наставничество в МБОУ «Штормовская школа – гимназия» (далее «школа») - разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют опыта работы. Наставник - опытный учитель , обладающий высокими профессиональными знаниями в области методики преподавания. Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, но не имеющий опыта работы в школе. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по отдельному плану в течение 3 лет. 1.2 Наставничество в школе предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Оно призвано развивать у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики обучения и воспитания. 1.3 Правовой основой наставничества в школе являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений. 2. Цели и задачи наставничества. 2.1 Целью наставничества в школе является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового потенциала. 2.2 Основные задачи наставничества: - привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление молодых учителей и воспитателей в школе - ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; - адаптация в коллективе школы, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению своих обязанностей. 1 3. Организационные основы наставничества. 3.1 Наставничество организуется на основании ходатайства заместителя директора по учебно-воспитательной работе и по приказу директора школы при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Наставник прикрепляется к молодому специалисту сроком на 3 года. 3.2 Руководство деятельностью наставника осуществляют заместители директора школы. 3.3 Заместитель директора по учебно- воспитательной работе подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных. 3.4 . Кандидатуры наставников утверждаются на заседании Методического совета школы. 3.5 Наставничество устанавливается над следующими категориями специалистов школы: - впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности - выпускниками средних и высших специальных учебных заведений - выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений и не имеющих трудового стажа педагогической деятельности - учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе. 3.6 Замена наставника производится приказом директора школы в случаях: - увольнения наставника - перевода на другую работу подшефного или наставника - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности - психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.7 Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле. 4. Обязанности наставника. - знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; - разрабатывать совместно с подшефным дневник молодого специалиста с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету, давать конкретные задания, контролировать их выполнение 2 - изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения; - знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений, ее традициями - вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); - проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; - оказывать индивидуальную помощь в овладении профессией, приемами и способами проведения уроков и внеклассных мероприятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки - личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к общественной жизни коллектива, содействовать развитию общей культуры и кругозора - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда; - подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 5. Права наставника. 5.1. Рассматривать на заседании ШМО результативность совместной работы 5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме. 6. Обязанности молодого специалиста. В период наставничества молодой специалист обязан: - изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, функциональные обязанности по занимаемой должности - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; - вести дневник молодого специалиста (приложение) и выполнять мероприятия в соответствии с его содержанием; - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; совершенствовать свой культурный и общеобразовательный уровень - периодически отчитываться перед наставником и руководителем методического объединения 3 7. Права молодого специалиста. Молодой специалист имеет право: - вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; - защищать профессиональную честь и достоинство; - посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью; - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; - повышать квалификацию удобным для него способом; - защищать свои интересы самостоятельно или через представителя. 8. Руководство работой наставника. 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе. 8.2. Заместитель директора обязан: - представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; - посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом; - организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; - изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении; - определить меры поощрения наставников. 9. Документы, регламентирующие наставничество. 9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: -настоящее Положение; -приказ директора школы об организации наставничества; - индивидуальный план работы наставника; - индивидуальная программа профессионального саморазвития молодого специалиста или индивидуальная программа его самообразования. 4