Положение о дополнительном образовании в школе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШТОРМОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Штормовская школа-гимназия»
Протокол от «23» августа 2023 г. № 11

УТВЕРЖДЕН
Приказом от «31» августа 2023 г. № 156

ПОЛОЖЕНИЕ
о дополнительном образовании
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании в школе разработано в
соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года, Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», а также Уставом общеобразовательной организации и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение определяет цель и задачи дополнительного образования
обучающихся в школе, функции дополнительного образования, содержание образовательной
деятельности в объединениях дополнительного образования, рассматривает организацию
образовательной деятельности, ее взаимоотношения и связи с другими организациями,
устанавливает систему ведения журналов учета работы дополнительного образования детей,
устанавливает общие требования к ведению журналов учета работы объединения и порядок их
проверки.
1.3. Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается
повышением уровня образования.
1.4. Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим
компонентом базового образования.
1.5. Дополнительное образование детей строится на принципах демократии, творческого
развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности,
дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
1.6. Организация деятельности дополнительного образования детей, формирование
системы дополнительного образования осуществляется на основе проводимых в
общеобразовательной организации исследованиях потребностей и интересов обучающихся, их
родителей (законных представителей).
1.7. Руководителем дополнительного образования детей является заместитель директора
по воспитательной работе, который организует работу и несёт ответственность за её
результаты.
Согласно, Федеральному закону № 273-ФЗ, к занятию педагогической деятельностью в
государственных и муниципальных общеобразовательных организаций не допускаются
иностранные агенты.
1.8. Приём обучающихся в объединения дополнительного образования детей
осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и
образовательных программ.

1.9. Для организации дополнительного образования детей используются учебные
кабинеты, спортивный зал, другие помещения.
1.10. В соответствии с Положением структура дополнительного образования детей
определяется целями и задачами дополнительного образования детей в школе, количеством и
направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает
следующие компоненты: (в качестве таковых могут быть: кружки, студии, секции, профильные
лаборатории, клубы и т.д.).
1.11. Штатное расписание формируется в соответствии со структурой дополнительного
образования и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием
дополнительного образования (в составе штатных единиц могут быть методисты, педагогиорганизаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного
образования и др.). Деятельность педагогов дополнительного образования определяется
соответствующими должностными инструкциями.
2. Цель и задачи дополнительного образования в школе
2.1. Цель дополнительного образования обучающихся – создание условий для
самореализации личности каждого обучающегося через дальнейшее совершенствование
системы дополнительного образования детей в школе.
2.2. Деятельность дополнительного образования обучающихся направлена на решение
следующих задач:

усиление вариативной составляющей общего образования;

обеспечение
личностно-нравственного
развития
и
профессионального
самоопределения;

обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к
жизни в обществе;

формирование общей культуры школьников;

укрепление здоровья обучающихся;

обеспечение практического приложения знаний и навыков, полученных в школе;

стимулирование познавательной мотивации обучающихся;

приобщение к миру прекрасного, воспитание любви к искусству и творчеству;

воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, природе, семье.
3. Функции дополнительного образования
3.1. Функциями дополнительного образования в общеобразовательной организации
являются:

образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;

воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя образовательной
организации, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких
нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных
творческих интересов личности;

компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально
значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку
определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;

профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и
дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать организацию

дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут
получить дальнейшее развитие;

интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.
4. Содержание образовательной деятельности в объединениях дополнительного
образования детей
4.1. Содержание дополнительного образования определяется дополнительными
общеобразовательными программами - дополнительными общеразвивающими программами,
дополнительными
предпрофессиональными
программами
в
области
искусств,
дополнительными
образовательными
программами
спортивной
подготовки
–
рекомендованными Минпросвещением РФ, модифицированными (адаптированными),
авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка
соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе образовательной
организации экспериментальной площадки.
4.2. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в школе в течении
всего календарного года, включая каникулярное время.
4.3. В дополнительном образовании обучающихся реализуются общеобразовательные
общеразвивающие программы дополнительного образования различного уровня образования и
различных направлений:

физкультурно-спортивного;

художественного;

технического творчества;

туристско-краеведческого;

естественнонаучного;

социально-гуманитарного.
4.4.Образовательная детальностью по дополнительным общеобразовательным
программам должна быть направлена на:

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
обучающихся;

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом
совершенствовании;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;

адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

профессиональную ориентацию обучающихся;

выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
4.5. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации,
численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя
из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности,
санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в
«Пояснительной записке программы».

4.6. Педагогические работники дополнительного образования могут пользоваться
типовыми (примерными) – рекомендованными Минпросвещением России - программами,
самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо
использовать программы других образовательных организаций дополнительного образования
детей (далее – ОУДОД).
5. Организация образовательной деятельности дополнительного образования
5.1. Работа дополнительного образования осуществляется на основе годовых и других
видов планов, образовательных программ и учебных планов, утвержденных директором
общеобразовательной организации или его заместителем по воспитательной работе.
5.2. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается 1 сентября и
заканчивается 31 мая текущего года. Во время летних каникул образовательная деятельность
может продолжаться (если это предусмотрено образовательными программами) в форме
походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т. п. Состав обучающихся в
этот период может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается
увеличение нагрузки педагога.
5.3. Дополнительное образование детей предназначено для педагогически
целесообразной занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.
5.4. Занятия в детских объединениях могут проводиться по дополнительным
общеобразовательным программам одной тематической направленности или по комплексным
(интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть
привлечены 2 и более педагогов, распределение учебной нагрузки между которыми
фиксируется в образовательной программе.
5.5. Занятия в объединениях могут проводится по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
5.6. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся общеобразовательной организацией по
представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей
обучающихся.
5.7. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей
составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной
учебной работе детей и подростков в организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
5.8. Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению
педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и
отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором организации, осуществляющей
образовательную деятельность. Перенос занятий или изменение расписания производится
только с согласия администрации дополнительного образования и оформляется документально.
В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.
5.9. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным
актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.10. Для создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для детей в
организации, направленных на сохранение и укрепление их здоровья, наполняемость учебных
групп должна соответствовать рекомендациям и требованиям санитарных правил СП 2.4.364820.
5.11. Занятия в группах объединений с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья и (или) детьми-инвалидами могут проводиться индивидуально и в учебных группах
малой наполняемости в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК).

5.12. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.13. Дополнительное образование предусматривает индивидуальную работу с детьми,
участвующими в городских, российских и международных конкурсах (от 2 до 6 часов в
неделю).
5.14. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы могут быть
объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства используются на
открытие новых детских объединений.
5.15. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются
образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму
деятельности детей. При проведении занятий с использованием компьютерной техники должны
соблюдаться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
5.16. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии,
концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы,
так и по звеньям (3-5 чел.) или индивидуально.
5.17. Зачисление обучающихся осуществляется на срок, предусмотренный для освоения
программы. Отчисление обучающихся производится в ситуациях нарушения ими Устава
организации, осуществляющей образовательную деятельность, Правил внутреннего
распорядка. За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни,
прохождения санаторно-курортного лечения.
5.18. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в
разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и
др.). В работе объединения могут принимать участие родители, без включения в списочный
состав и по согласованию с педагогом.
5.19. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности, а также изменять направление обучения.
5.20. В общеобразовательной организации ведется методическая работа, направленная на
совершенствование содержания образовательной деятельности, форм и методов обучения,
повышение педагогического мастерства работников.
6. Взаимоотношения и связи
6.1. Взаимоотношения и связи с другими структурными подразделениями
образовательной организации строятся на основе приказа директора школы.
6.2. Основными принципами взаимоействия структурных подразделений школы
являются:

выработка единой политики управления педагогическими работниками;

обеспечение реализации образовательно-воспитательных программ;

отработка методики управления;

своевременный обмен информацией в целях четкой организации работы
дополнительного образования образовательной организации.
6.3. По конкретным вопросам организации деятельности дополнительного образования
образовательная организация взаимодействует с:

организациями дополнительного образования;

учреждениями культуры;

оздоровительными организациями и т.д.
7. Порядок проверки журналов учета работы объединений
7.1. Директор и заместители директора обязаны осуществлять контроль за
правильностью ведения электронных журналов учета работы объединений, что находит
отражение в плане внутришкольного контроля.
7.2. Направления и периодичность проверки электронных журналов учета работы
объединений:
Направления проверки журналов учета работы объединений

Периодичность

контроля
Качество оформления журналов в соответствии с установленными
1 раз в четверть
требованиями. Выполнение программного материала
Посещаемость занятий обучающимися, учет посещаемости занятий
1 раз в полугодие
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании в школе является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора образовательной организации.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение о блоке дополнительного образования организации, осуществляющей
образовательную деятельность, принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».