Положение о поурочном плане

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШТОРМОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Штормовская школа-гимназия»
Протокол от «08» октября 2024 г. № 12

УТВЕРЖДЕН
Приказом от «14» октября 2024 г. № 188

ПОЛОЖЕНИЕ
о поурочном плане
1.
Общие положения
1.1. Данное
Положение
о
поурочном
планировании
учителя
общеобразовательной организации, работающего по ФГОС, разработано в соответствии с
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, Письмом Минобразования РФ от
01.01.2001г. № 22-06-147«О содержании и правовом обеспечении должностного контроля
руководителей образовательных учреждений», Письмом Минобрнауки РФ от 01.04.2005
№03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения
общеобразовательного учреждения», а также Уставом общеобразовательной организации
и
другими
нормативными
правовыми
актами
Российской
Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.2. Данное Положение о поурочном плане учителя школы (далее - Положение)
определяет содержание, этапы поурочного планирования, регламентирует оформление,
анализ и самоанализ поурочного плана, содержит требования к оформлению поурочного
планирования учителя-предметника и разработано с целью определения общих правил
оформления и разработки поурочного планирования в образовательной организации.
1.3. Поурочный план урока – документ, регламентирующий деятельность
учителя по планированию и организации образовательной деятельности на уроке в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
1.4. Поурочный план урока – способ графического проектирования урока,
конспект, схема, технологическая карта, таблица, позволяющая структурировать урок по
выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели,
содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности
обучающихся.
1.5. Поурочный план урока – обобщенно-графическое выражение сценария
урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов
работы учителя организации, осуществляющей образовательную деятельность.
1.6. Поурочный план урока составляется учителем в соответствии с рабочей
программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
1.7. Поурочный план урока может быть составлена в форме конспекта, схемы,
плана, технологической карты, таблицы, в которой фиксируются узловые блоки.
1.8. Наличие поурочного плана урока является обязательным для работы
учителя общеобразовательной организации.
1.9. Администрация школы имеет право не допустить учителя к проведению
урока, если у него нет поурочного плана.
1.10. Педагогу гарантируется (ст.55 закона 273-ФЗ) право на свободу выбора и
использования той или иной методики обучения и воспитания, учебных пособий и

материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной
образовательной организацией, методов оценки знаний обучающихся.
1.11. Основное назначение поурочного плана урока:

определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;

определение цели урока и фиксация планируемых результатов на
личностном, предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего общего образования;

постановка задач урока и группировка отобранного учителем содержания
учебного материала, определение последовательности его изучения;

выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с
целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных
условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями.
1.12. Поурочный план составляется на урок и может быть востребован
администрацией и другими контролирующими органами.
1.13. Поурочный план урока хранится у учителя и предъявляется по требованию
администрации в день проведения урока.
2.
Разработка поурочного плана
2.1. Конспект урока может быть представлен в виде различных форм: план
урока, схема, таблица, технологическая карта урока и др.
2.2. К числу обязательных элементов в конспекте урока относятся:

цели урока, прогнозируемые результаты;

тип урока;

организация начала урока, актуализация опорных знаний/мотивация
учебной деятельности;

изучение нового материала;

закрепление, обобщение, систематизация;

домашнее задание;

рефлексия;

универсальные учебные действия (ФГОС).
2.3. Тема урока должна соответствовать поурочному планированию Рабочей
программы предмета.
2.4. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель
урока и планируемые результаты урока.

Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса,
предмета, дисциплины, материал, подлежащий преобразованию в процессе
познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в
результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося,
содержание его компетенций, вектор личностного развития.

Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи –
образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе
необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных,
регулятивных, коммуникативных и познавательных.

Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего общего образования необходимо отразить как личностные,
предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные
универсальные учебные действия).
2.5. Основными компонентами организационно-деятельностного блока,
фиксируемыми в поурочном плане урока, являются: организация пространства,

диагностика результатов, домашнее задание. Организация пространства определяется
учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые
максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию
и развитию универсальных учебных действий обучающихся.
Диагностика результатов отображает в поурочном плане урока разнообразные
методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и
проектирование самостоятельной работы дома.
Домашнее задание указывается в поурочном плане урока при его наличии и
должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить
индивидуальный характер.
2.6.




Этапы планирования урока:
определение типа урока, разработка его структуры;
отбор оптимального содержания учебного материала урока;
выделение главного опорного учебного материала в общем содержании

урока;

выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с
типом урока;

выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и
оптимального объема их самостоятельной работы;

определение формы и объема домашнего задания;

определение форм подведения итогов урока, рефлексии;

оформление поурочного плана урока.
2.7. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого
урока:

учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей
обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива
в целом;

подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют
актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию
универсальных учебных действий;

дифференциация учебных заданий.
3.
Оформление поурочного плана
3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта, схемы, технологической
карты, плана урока таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию.
3.2. Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и
содержательную.
3.3. Формальная часть конспекта включает:

номер урока в изучаемой теме;

тему урока;

УУД.
3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия,
последовательность и содержание которых зависит от целеполагания. Их можно
распределить в четыре группы:

урок «открытия» нового знания;

урок рефлексии;

урок построения системы знаний;

урок развивающего контроля.
3.5. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта
поурочного плана и форму его оформления, но все должно быть подчинено удобству

работы учителя с данным поурочным планом и прозрачности деятельности участников
образовательной деятельности.
3.6. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным. В
обязательном порядке поурочные планы в печатном варианте хранятся в папкенакопителе отдельно на каждый предмет на каждый класс. Рукописные планы ведутся в
отдельной тетради на каждый класс.
4.
Анализ реализации поурочного плана
4.1. Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя
аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения
проблем, обучения и воспитания. Оценка профессионального мастерства учителя – один
из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно
выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь,
видеть его рост, способствовать успешной аттестации.
4.2 Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных
дифференцированных групп учеников (обучающихся с различной степенью
подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических,
психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др.
Учитель и завуч, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и
схемами предполагаемого анализа.
5. Контроль и хранение поурочных планов
5.1. Контроль над ведением и оформлением поурочного плана учителя
осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор школы.
5.2. Поурочный план может быть рукописным, напечатанным.
5.3. После посещения урока учителя проверяются поурочные планы по
посещенному учебному предмету.
5.4. Хранение поурочных планов осуществляет учитель в течение всего
учебного года.
5.5. Допускается использование ранее разработанного плана (в течение двух
предыдущих лет), но в таком случае в обязательном порядке делается необходимая
корректировка в конспекте (учитываются особенности класса, уровень знаний, умений и
навыков обучающихся и т.д.
6.
Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о поурочном плане учителя является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо
вводится
в
действие)
приказом
директора
организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.
6.3. Положение о поурочном плане учителя общеобразовательной организации
принимается на неопределенный срок.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает
силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».