МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШТОРМОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МБОУ «Штормовская школа-гимназия» Протокол от «08» октября 2024 г. № 12 УТВЕРЖДЕН Приказом от «14» октября 2024 г. № 188 ПОЛОЖЕНИЕ о поурочном плане 1. Общие положения 1.1. Данное Положение о поурочном планировании учителя общеобразовательной организации, работающего по ФГОС, разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, Письмом Минобразования РФ от 01.01.2001г. № 22-06-147«О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», Письмом Минобрнауки РФ от 01.04.2005 №03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательного учреждения», а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение о поурочном плане учителя школы (далее - Положение) определяет содержание, этапы поурочного планирования, регламентирует оформление, анализ и самоанализ поурочного плана, содержит требования к оформлению поурочного планирования учителя-предметника и разработано с целью определения общих правил оформления и разработки поурочного планирования в образовательной организации. 1.3. Поурочный план урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательной деятельности на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. 1.4. Поурочный план урока – способ графического проектирования урока, конспект, схема, технологическая карта, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. 1.5. Поурочный план урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя организации, осуществляющей образовательную деятельность. 1.6. Поурочный план урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). 1.7. Поурочный план урока может быть составлена в форме конспекта, схемы, плана, технологической карты, таблицы, в которой фиксируются узловые блоки. 1.8. Наличие поурочного плана урока является обязательным для работы учителя общеобразовательной организации. 1.9. Администрация школы имеет право не допустить учителя к проведению урока, если у него нет поурочного плана. 1.10. Педагогу гарантируется (ст.55 закона 273-ФЗ) право на свободу выбора и использования той или иной методики обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательной организацией, методов оценки знаний обучающихся. 1.11. Основное назначение поурочного плана урока: определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе; определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования; постановка задач урока и группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения; выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями. 1.12. Поурочный план составляется на урок и может быть востребован администрацией и другими контролирующими органами. 1.13. Поурочный план урока хранится у учителя и предъявляется по требованию администрации в день проведения урока. 2. Разработка поурочного плана 2.1. Конспект урока может быть представлен в виде различных форм: план урока, схема, таблица, технологическая карта урока и др. 2.2. К числу обязательных элементов в конспекте урока относятся: цели урока, прогнозируемые результаты; тип урока; организация начала урока, актуализация опорных знаний/мотивация учебной деятельности; изучение нового материала; закрепление, обобщение, систематизация; домашнее задание; рефлексия; универсальные учебные действия (ФГОС). 2.3. Тема урока должна соответствовать поурочному планированию Рабочей программы предмета. 2.4. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока. Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития. Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи – образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных. Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия). 2.5. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в поурочном плане урока, являются: организация пространства, диагностика результатов, домашнее задание. Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся. Диагностика результатов отображает в поурочном плане урока разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома. Домашнее задание указывается в поурочном плане урока при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер. 2.6. Этапы планирования урока: определение типа урока, разработка его структуры; отбор оптимального содержания учебного материала урока; выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока; выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока; выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы; определение формы и объема домашнего задания; определение форм подведения итогов урока, рефлексии; оформление поурочного плана урока. 2.7. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока: учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом; подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий; дифференциация учебных заданий. 3. Оформление поурочного плана 3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта, схемы, технологической карты, плана урока таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию. 3.2. Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную. 3.3. Формальная часть конспекта включает: номер урока в изучаемой теме; тему урока; УУД. 3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от целеполагания. Их можно распределить в четыре группы: урок «открытия» нового знания; урок рефлексии; урок построения системы знаний; урок развивающего контроля. 3.5. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления, но все должно быть подчинено удобству работы учителя с данным поурочным планом и прозрачности деятельности участников образовательной деятельности. 3.6. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным. В обязательном порядке поурочные планы в печатном варианте хранятся в папкенакопителе отдельно на каждый предмет на каждый класс. Рукописные планы ведутся в отдельной тетради на каждый класс. 4. Анализ реализации поурочного плана 4.1. Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания. Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. 4.2 Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (обучающихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. Учитель и завуч, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. 5. Контроль и хранение поурочных планов 5.1. Контроль над ведением и оформлением поурочного плана учителя осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор школы. 5.2. Поурочный план может быть рукописным, напечатанным. 5.3. После посещения урока учителя проверяются поурочные планы по посещенному учебному предмету. 5.4. Хранение поурочных планов осуществляет учитель в течение всего учебного года. 5.5. Допускается использование ранее разработанного плана (в течение двух предыдущих лет), но в таком случае в обязательном порядке делается необходимая корректировка в конспекте (учитываются особенности класса, уровень знаний, умений и навыков обучающихся и т.д. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о поурочном плане учителя является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение о поурочном плане учителя общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.