Русский язык

Программа по русскому языку на уровне основного общего образования

подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка

и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства

Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Федеральной рабочей программы

воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам

освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского

языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и

определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для

обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. 

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают

личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного

общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год

обучения.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык

межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как

государственный язык и язык межнационального общения русский язык является

средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-

экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций

государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя

России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание

русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных

разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных

возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных

сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и

возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,

уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку

межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к

общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и

других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах

человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к

культуре и языкам всех народов Российской Федерации;

овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом

формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;

овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях

функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение

нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и

потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике

разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и

пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому

самосовершенствованию;

совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,

обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях

формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение

русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по

разным учебным предметам;


В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в

предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.

Общее число часов, отведённых на изучение русского языка, составляет 714 часов: в 5

классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе

– 136 часов (4 часа в  неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе  – 102

часа (3 часа в неделю).

Рабочая программа содержит следующие разделы:

Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

3. Цели изучения учебного предмета «Русский язык»

4. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

5. Содержание учебного предмета

6. Планируемые образовательные результаты

7. Тематическое планирование

Предусмотрены следующие виды контроля: входной и промежуточный


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего

образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в

ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции

преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением

Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному

применению при реализации обязательной части ФОП СОО.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального

общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык

межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов

Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.Хочу такой сайт

Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских

духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного

отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов

России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение

других людей.

 Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не

только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере

гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает

непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на процессы

формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.

Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на

предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи,

сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на

совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения,

повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения,

развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.

Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является

направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном,

коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и

навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах

общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и

практической деятельности.

Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего

образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие

функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать

навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика,

инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в

практической деятельности.

В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего

общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на

начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает

систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте,

включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).

В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи»,

«Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».

Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает

общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе

среднего профессионального и высшего образования.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку

как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе

расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как

духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи

языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных

российских духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому

языку;

овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных

взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых


для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и

социализации;

совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями

культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления

языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование

коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на

основе наблюдений за речью;

развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа

текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации;

развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.);

совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную

информацию в практической деятельности;

обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об

изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать

языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений

определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;

обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации,

недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые

не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в

нормативных словарях.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение русского языка в 10–11 классах среднего общего образования в учебном плане

отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в

неделю).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».