История
Целью школьного исторического образования
является формирование и развитие личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом,
активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся
целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в
общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по
отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории
являются:
·
формирование у молодого поколения ориентиров
для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
·
овладение знаниями об основных этапах
развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
·
воспитание учащихся в духе патриотизма,
уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами,
в духе демократических ценностей современного общества;
·
развитие способностей учащихся анализировать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и
настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их
динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
·
формирование у школьников умений применять
исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 5-8 классах
отводится по 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе 85 часов (из них 17 часов
составляет модуль «Введение в новейшую историю России»
Программа по истории в 10 классе разработана на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учетом федеральной рабочей
программы воспитания.
Согласно своему назначению, программа по
истории является ориентиром для составления рабочих авторских программ: она
дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «История», устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает его распределение по классам и
структурирование по разделам и темам курса.
Место предмета «История» в системе общего
образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
вкладом в становление личности молодого человека. История представляет
собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в
окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и
мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества
в связи прошлого, настоящего и будущего.
Общей целью школьного исторического
образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного
к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом,
активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и
роли России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую
историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению
к прошлому и настоящему Отечества.
При разработке рабочей программы по истории
образовательная организация вправе использовать материалы всероссийского
просветительского проекта «Без срока давности», направленные на сохранение
исторической памяти о трагедии мирного населения в СССР и военных преступлений
нацистов в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Задачи изучения истории на всех уровнях
общего образования определяются федеральными государственными образовательными
стандартами.
Для уровня среднего общего образования (10–11
классы) предполагается при сохранении общей с уровнем основного общего
образования структуры задач расширение их по следующим параметрам:
углубление социализации обучающихся,
формирование гражданской ответственности и социальной культуры, адекватной
условиям современного мира;
освоение систематических знаний об истории
России и всеобщей истории XX–XXI вв.;
воспитание обучающихся в духе патриотизма,
уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами,
в духе демократических ценностей современного общества;
формирование исторического мышления, то есть
способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической
обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое –
настоящее – будущее»;
работа с комплексами источников исторической
и социальной информации, развитие учебно-проектной деятельности, в углубленных курсах
– приобретение первичного опыта исследовательской деятельности;
расширение аксиологических знаний и опыта
оценочной деятельности (сопоставление различных версий и оценок исторических
событий и личностей, определение и выражение собственного отношения,
обоснование позиции при изучении дискуссионных проблем прошлого и
современности);
развитие практики применения знаний и умений
в социальной среде, общественной деятельности, межкультурном общении;
в углубленных курсах – элементы ориентации на
продолжение образования в организациях профессионального образования
гуманитарного профиля (Концепция преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
образовательные программы.
Распределение учебных часов по учебным курсам
отечественной и всеобщей истории, а также обобщающего учебного курса истории
России с древнейших времен до 1914 г. представлено в таблице 1.
Таблица
1
Распределение
учебных часов по учебным курсам отечественной
и
всеобщей истории, обобщающего учебного курса истории России с древнейших времен
до 1914 г.
Класс |
Всеобщая история
(ч) |
История России (ч) |
Обобщающее
повторение по курсу «История Россиис древнейших времен до 1914 г.» (ч) |
10 класс |
34 |
102 |
– |
11 класс |
24 |
78 |
34 |
Программа по
истории в 11 классе дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами истории, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его
по разделам и темам курса.
Место истории в
системе среднего общего образования определяется его познавательным и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление
личности человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным
ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от
уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность
познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и
будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих
ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические
знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель
предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой
истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада
каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
При разработке
рабочей программы по истории образовательная организация вправе использовать
материалы всероссийского просветительского проекта «Без срока давности»,
направленные на сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения в
СССР и военных преступлений нацистов в годы Великой Отечественной войны
1941–1945 гг.
Задачами изучения истории являются:
углубление
социализации обучающихся, формирование гражданской ответственности и социальной
культуры, соответствующей условиям современного мира;
освоение
систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX –
начала XXI в.;
воспитание
обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
формирование
исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки
зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе
координат «прошлое – настоящее – будущее»;
работа с
комплексами источников исторической и социальной информации, развитие
учебно-проектной деятельности;
расширение
аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности (сопоставление различных
версий и оценок исторических событий и личностей, определение и выражение
собственного отношения, обоснование позиции при изучении дискуссионных проблем
прошлого и современности);
развитие практики
применения знаний и умений в социальной среде, общественной деятельности,
межкультурном общении.
Общее число часов,
рекомендованных для изучения истории, – 136, в 10–11 классах по 2 часа в неделю
при 34 учебных неделях.