Обществознание
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей
страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской
гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
национальным ценностям. Привлечение при изучении курса различных источников социальной
информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной
культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в
формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного
«Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее
количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка
в каждом году обучения составляет 1 час.
Рабочая программа содержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка:
Общая характеристика учебного предмета
2. Цели изучения учебного предмета
3. Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
4. Содержание учебного предмета
5. Планируемые образовательные результаты
6. Тематическое планирование
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет
ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное
общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся
подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты
взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти
взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного
строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует
воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению
Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении
обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся
освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической
коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
· воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым
ценностям нашего народа;
· развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской
Федерации и законодательстве Российской Федерации;
· развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации
к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
· формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
· владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и государства);
· создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими
и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в
современном динамично развивающемся российском обществе;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в
общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом
обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре
года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году
обучения составляет 1 час.
Рабочая программа
по обществознанию на уровне среднего общего образования (базовый уровень)
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учетом федеральной рабочей программы
воспитания. Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего
образования реализует принцип преемственности примерных рабочих образовательных
программ основного общего и среднего общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учебный предмет
«Обществознание» играет ведущую роль в выполнении системой образования функции
интеграции молодежи в современное общество и обеспечивает условия для
формирования российской гражданской идентичности, традиционных ценностей
многонационального российского народа, готовности обучающихся к саморазвитию и
непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению, взаимодействию с
другими людьми на благо человека и общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ)
Целями
обществоведческого образования в средней школе являются:
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны
в различных областях жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре
России, правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
· развитие личности в период ранней юности, становление ее
духовно-нравственных позиций и приоритетов, выработка правового сознания,
политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в различных
областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
· развитие способности обучающихся к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю;
· развитие интереса обучающихся к освоению социальных и
гуманитарных дисциплин;
· освоение системы знаний об обществе и человеке,
формирование целостной картины общества, адекватной современному уровню научных
знаний и позволяющей реализовать требования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения образовательной программы, представленным в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования;
· овладение умениями получать, анализировать,
интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных
источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения
учебно-познавательных, исследовательских задач, а также в проектной
деятельности;
· совершенствование опыта обучающихся в применении
полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных
областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, включая
волонтерскую, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в
семейно-бытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций,
социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.
С учетом
преемственности с уровнем основного общего образования учебный предмет
«Обществознание» раскрывает теоретические знания, факты социальной жизни;
ценности и нормы, регулирующие общественные отношения; социальные роли
человека, его права, свободы и обязанности как члена общества и гражданина
Российской Федерации; особенности современного российского общества в единстве
социальных сфер и институтов и роли России в динамично изменяющемся мире;
различные аспекты межличностного и других видов социального взаимодействия, а
также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами
государства и гражданского общества и регулирующие эти взаимодействия
социальные нормы.
Освоение содержания
обществоведческого образования осуществляется в соответствии со следующими
ориентирами, отражающими специфику учебного предмета на уровне среднего общего
образования:
· определение учебного содержания научной и практической
значимостью включаемых в него положений и педагогическими целями учебного
предмета с учетом познавательных возможностей учащихся старшего подросткового
возраста;
· представление в содержании учебного предмета основных
сфер жизни общества, типичных видов человеческой деятельности в информационном
обществе, условий экономического развития на современном этапе, особенностей
финансового поведения, перспектив и прогнозов общественного развития, путей
решения актуальных социальных проблем;
· обеспечение развития ключевых навыков, формируемых
деятельностным компонентом социально-гуманитарного образования (выявление
проблем, принятие решений, работа с информацией), и компетентностей, имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности и при выборе профессии;
· включение в содержание предмета полноценного материала о
современном российском обществе, об основах конституционного строя Российской
Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации, о правах и свободах
человека и гражданина, тенденциях развития России, ее роли в мире и
противодействии вызовам глобализации;
· расширение возможностей самопрезентации старшеклассников,
мотивирующей креативное мышление и участие в социальных практиках.
Отличие содержания
учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего
образования от содержания предшествующего уровня заключается в:
· изучении нового теоретического содержания;
· рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и
процессов в более сложных и разнообразных связях и отношениях;
· освоении обучающимися базовых методов социального
познания;
· большей опоре на самостоятельную деятельность и
индивидуальные познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные с
выбором профессии;
· расширении и совершенствовании познавательных,
исследовательских, проектных умений, которые осваивают обучающиеся, и
возможностей их применения при выполнении социальных ролей, типичных для
старшего подросткового возраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с
учебным планом предмет «Обществознание» на базовом уровне изучается в 10 и 11
классах. Общее количество учебного времени на два года обучения составляет 136
часов (68 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 2 часа.